|
Здоровьесбережение в школе на новый современный уровень
|
|
В конце 2017 года наш совместный с ООО «Эпифит» продукт АПК «Скрининг оценки соматического, психологического и социального здоровья обучающихся» был выбран Министерством Образования РФ для поставок в школы в рамках пилотного проекта оснащения школ оборудованием для внедрения методов и технических средств здоровьесбережения в школе. Речь идет не о том, как выявить больных детей и
назначить им лечение, с этим успешно справляются детские Центры здоровья МЗ РФ. Больных детей с диагнозом хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) выявлено в школах около 30%. Все они на учете детских поликлиник и по месту жительства получают квалифицированное медицинское обслуживание. Встает вопрос: а кто и как в школе занимается здоровьесбережением 70% детей без диагноза ХНИЗ, т.е.,
здоровьем здоровых детей, которые по разным причинам находятся в разной степени функционального напряжения. А причин напрягаться в школе и дома у каждого ребенка предостаточно. Как, по возможности, уберечь его от давления образовательной среды? Разработано и опробовано множество педагогических методик здоровьесбережения, но все они грешат субьективной оценкой эффективности этой работы. Как
оценить, насколько стало больше или меньше здоровья у школьника после наряженного учебного полугодия или после каникул?
И когда перед МО РФ встал вопрос: по каким критериям расценивать здоровье здоровых детей, то после анализа научных и практических работ было обнаружено новое научное направление «Резервометрия», которое уже более 15 лет успешно применяется на практике для лиц сложных и опасных профессий (это военные, транспортники, вахтовики и диспетчеры сложных технологических объектов, спортсмены высшей квалификации). Все эти люди тщательно отобраны по здоровью (здоровее некуда), они выполняют очень
ответственную работу, цена человеческого фактора от соматического или психологического сбоя колоссальна.
Страшные примеры у всех на слуху. Все еще более усложняется тем, что эти сложные задачи выполняются
зачастую не в одиночку, а подготовленными группами, когда на первый план выходит задача психологической совместимости, слаженного взаимодействия и взаимопонимания.
Изучив весь этот опыт, в МО РФ задались вопросом применения этих технологий к детям и здоровьесбережению в школе. Но в школьной среде задача оказалась на порядок сложнее. Если там обученные, дисциплинированные люди, то здесь широкий спектр характеров, родительского внимания,
взаимоотношений в школе, возрастных оиобенностей. Это – огромное поле кропотливой педагогической деятельности, которой очень не хватает средств объективизации педагогических усилий применительно к оценке эффективности здоровьесбережения, как на личном, так и на групповом уровне. И мы эти средства смогли быстро предоставить, поскольку стояли у истоков «Резервометрии».
Почему нас и выбрали для участия в этом пилотном проекте.
|