|
Опыт организации центра восстановительной медицины на базе детской поликлиники.
|
|
С декабря 1998 г. на базе МУЗ Детская поликлиника №6 г. Рязани в рамках территориальной целевой программы развития восстановительной медицины функционирует центр восстановительной медицины. В его состав входят: диагностический комплекс «Valeotest», кабинет здорового ребенка, отделение реабилитации, кабинет психотерапии и социальной адаптации.
Система донозологической диагностики «Valeotest» позволяет дать объективную оценку основным параметрам здорового ребенка (по данным антропометрии, динамометрии, компьютерной спирометрии, вариационной пульсометрии и зрительно-моторной реакции), его физических возможностей (нагрузочные тесты) и психологическим параметров (цветовой тест Люшера и тест отношений Спилбергера).
Новейшие нормативные данные позволяют использовать результаты тестирования для разных половозрастных групп, включая детей дошкольного возраста.
Разобщенность различных методик по разным кабинетам и наличие нескольких компьютеров позволяют проводить комплексную диагностику достаточно оперативно, поточным методом.
Следует особо отметить, что все обследования проводятся во исполнение Приказов МЗ РФ №186/272 1992 года и №60 от 14.03.95г. «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей Дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов».
За время работы обследовано 320 детей в возрасте от б до 15 лет. Все обследованные по результатам диагностики здоровья разделены на 3 группы: 1 - практически здоровые (41 ребенок), 2 - дети, с функциональными отклонениями здоровья (183 ребенка) и 3 - больные (96 детей).
1 группа - здоровых детей - получала рекомендации по здоровому
образу жизни. В рамках внебюджетной городской программы «Поможем нашим
детям вместе» на базе детской поликлиники №6 организован кабинет
социальной адаптации, функционирует родительский клуб, проведено
массовое анкетирование учащихся на тему «твое отношение к наркотикам и
своему здоровью».
Расширены традиционные функции кабинета здорового ребенка. В настоящее время в кабинете, оснащенном видеоаппаратурой и компьютером, можно осуществлять семейное оздоровление, обучение навыкам гигиены питания и физической культуры. Налажена тесная связь кабинета здорового ребенка с Городским центром планирования семьи и Областным наркологическим диспансером.
Следует отметить, что практически все обследованные школьники были весьма заинтересованы в результатах обследования и небезразличны к состоянию своего здоровья. Поэтому интересным представляется создание компьютерных детских ролевых игр для оценки параметров своего здоровья и психологических характеристик с активным участием в коррекции образа жизни. Определенные разработки в этом направлении осуществляются в настоящее время.
2 группа - дети с функциональными отклонениями в состоянии здоровья -
проходят курс оздоровления в дневном стационаре и отделении реабилитации.
Для работы дневного стационара выделены несколько помещений, где
организованы кабинет приема детей, игровая комната, массажный кабинет,
комната психологической разгрузки, малый спортивный зал и др.
Детям проводится курс реабилитации в течение 22 дней. Стандартный комплекс оздоровления включает в себя - лечебную физкультуру, специальный массаж, стопотерапию, кислородный коктейль, фитотерапию, обработку носа и зева фитонцидами, групповые занятия с психотерапевтом, а также занятия и лекции с родителями.
Используемый комплекс реабилитационных мероприятий обеспечивает эффективность оздоровления детей. По совместному заключению медико-педагогической комиссии после пребывания в дневном стационаре отмечается снижение переутомления на уроках, дети реже болеют простудными заболеваниями и легче адаптируются.
3 группа - больные дети - получают консультации узких специалистов и
курс лечения в условиях поликлиники или стационара.
Возможность мониторинга состояния здоровья детей позволяет осуществлять динамическое наблюдение в необходимом объеме на программно-аппаратном комплексе «Valeotest» на всех этапах и оценивать эффективность мероприятий, проводимых по оздоровлению конкретного ребенка.
|