|
Профессионально обусловленное мониторирование функционального состояния машинистов на Московском метрополитене.
|
|
В соответствии с принятой комплексной программой «Безопасность движения - человеческий фактор», на Московском метрополитене с октября 1998 года используется компьютерная программа предрейсового контроля Функционального состояния машинистов, разработанная с С.-Петербургской фирмой «Системные технологии». Одиннадцать линейных здравпунктов московского метрополитена, работающих в круглосуточном режиме, оборудованы данной системой и обслуживают более 1000 машинистов.
Основная цель введения данной системы - усиление контроля за Функциональным состоянием машинистов и, на основе баз данных, выявление «группы риска» машинистов по возможности совершения ими профессиональной ошибки.
Система предрейсового компьютерного контроля (КСК) позволяет осуществлять в момент предрейсового осмотра фельдшером осциллографические измерения пульса, артериального давления, индекса напряженности и, с учетом индивидуальных норм введённых в ЭВМ, принять соответствующее решение.
Используемая система КСК имеет чётко обусловленные медико-профессиональные утилитарные цели - определить уровень функциональной готовности машинистов к рейсу (рабочему дню). В то же время, данные ежедневных замеров накапливаются в базе данных и позволяют анализировать эти показатели. В данном случае мы имеем дело не со специальными методиками медицинского направления (суточное мониторирование АД, холтеровское мониторирование), а методиками оценки функционального состояния условно здоровых людей, специально отобранных по состоянию здоровья и относительно молодого возраста (40% машинистов в возрасте от 26 до 40 лет).
В процессе работы с системой КСК выявились ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами предрейсовых осмотров:
- осциллографический метод измерения пульса и АД создаёт условия
для более точного определения уровня АД, пульсовой разницы.
определение параметров чётко привязано ко времени рабочей смены
и месту измерения.
- возможность определения типа и характера артериальной
гипертензии в соответствии со временем суток.
методика построения гистограмм позволила отслеживать не только
частоту пульса, но характер и выраженность аритмий, зависимость от
времени суток и уровня профессиональных нагрузок (послерейсовые
замеры).
возможность отслеживать функциональное состояние машинистов за
достаточно длительный промежуток времени (более 200 измерений в
год на одного машиниста, около 32000 измерений в год по депо).
- объём информации базы данных позволяет отслеживать зависимость
функционального состояния машиниста от меняющихся социальных и
профессиональных факторов.
На основании анализа данных все машинисты со стойкими отклонениями показателей, с высоким процентом отстранений и повторных измерений были разделены на 3 группы.
1 группа - машинисты со стойкой артериальной гипертензией,
находящиеся на диспансерном учёте по гипертонической болезни, НЦД по
гипертоническому типу и нефрогенной гипертензии.
2 группа - машинисты с эпизодической гипертензией (транзиторной) или
«группа риска» по гипертонической болезни или НЦД по гипертоническому типу.
3 группа - функционально неустойчивые машинисты с лабильным
пульсом, с тенденцией к тахикардии в сочетании с низкими цифрами АД.
сниженной пульсовой разницей и периодическими нарушениями сердечного
ритма (по данным гистограмм).
В результате дифференцированной и целенаправленной работы с машинистами получены следующие результаты:
- повысилась эффективность предрейсовых осмотров.
- возросла вероятность выявления органической сердечно-сосудистой патологии.
- Появились объективные критерии обоснованности лечения и контроля за его эффективностью.
- выявилась группа лиц, нарушающих режим межрейсового отдыха
- появилась возможность объективной оценки функционального состояния целых коллективов – цехов эксплуатации и отдельных колонн.
- Сформировались методики медицинского и профессионального прогнозирования.
- Возникли предпосылки организации целенаправленных восстановительных и реабилитационных мероприятий
|