|
Анализ психического и физического здоровья девочек 5-х классов школы №19 г. Рязани
|
|
В рамках научно-исследовательской работы «Исследование эффективности практического применения методики оздоровления позвоночника и суставов в целях совершенствования системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Рязанской области», выполненной на кафедре медико-биологических и психологических основ физического воспитания Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина по заданию Управления физической культуры и спорта Рязанской области проводилось обследование физического и психического здоровья 307 учащихся школы № 19 г. Рязани.
Обследование проводилось с использованием АПК «Истоки здоровья», последняя модификация которого позволяет обрабатывать большие массивы данных и строить аналитические отчеты. Обобщенная информация может быть использована педагогами, родителями и руководителями школы для организации мероприятий по сохранению здоровья школьников.
Особое внимание было обращено на наиболее чувствительную группу по здоровью группу школьников: девочек пятых классов.
Исследования возрастной зависимости физического и психического здоровья девочек, проведенные в 1-9 классах показывают, что начало спада физического здоровья отмечается в
5 классе и продолжается до 7 класса (Рис 1).
Как показывают диаграммы, эта тенденция более выражено проявляется на психологическом здоровье школьниц. Отмеченный спад приходится на возраст 11-13 лет. Это говорит о существенном влиянии на здоровье школьниц не только переход к новым формам обучения, но и серьезной перестройкой в организме школьниц, связанная с наступлением периода половой зрелости. Поэтому выбор для экспериментальной части группы школьниц 5 класса не является случайным и основывается на том, что на возрастное изменение в организме школьниц накладывается существенные изменения в режиме обучения
Кроме того в 1-9 проводились исследования влияния физической активности на физическое и психическое здоровье школьников.
Анализ массива данных по всей школе №19 с учетом проведенного анкетирования подвигательной активности и дополнительным занятиям спортом показывают, что с ростом двигательной активности увеличивается физическое и психическое здоровье школьников.
Но характер зависимости различается. Физическое здоровье увеличивается с ростом активности и достигает максимума на уровне повышенной активности (дополнительные занятия в спортивных секциях). Дальнейшее повышение физической активности приводит к снижению физического здоровья, т.е. график физического здоровья имеет максимум.
Примечательно, что график психического здоровья в зависимости от физической активности нарастает монотонно. Это говорит о том, что чрезмерные занятия спортом для школьников приводят к перетренированности и вредят физическому здоровью, однако психика школьника такого ограничения не контролирует.
В результате сортировок базы данных 307 учащихся школы № 19 с помощью конструктора Access была сформирована отчетная форма.
Отчетная форма (рис. 4) содержит таблицу девочек 5 классов ранжированную по убыванию физического здоровья (синий столбец).
Зеленым цветом выделены пять лучших по здоровью учениц не требующих оздоровительного вмешательства; средняя группа выделена оранжевым цветом эта группа пограничная и требует повышенного внимания со стороны преподавателей и родителей; третья группа, выделенная красным цветом, находится в состоянии опасном для здоровья и поэтому требует не только особого внимания, но и дополнительных консультаций с врачами и психологами.
Анкетный опрос показал, что девочки вошедшие в первую группу занимаются физкультурой не только в рамках учебной программы, но и в спортивных секциях, обеспечивая для себя повышенный уровень физической активности, который согласно рис.3 является оптимальным для физического здоровья. Это подтверждает принятую гипотезу о сохранении здоровья девочками в переходном возрасте в результате повышенной физической активности.
Для выделенной подгруппы с высокими показателями физического здоровья наблюдаются также высокие показатели психического здоровья.
Высокая степень зависимости дополнительно подтверждает гипотезу о том, что повышенный уровень физического здоровья, который обеспечивается воспитанием здорового образа жизни и привлечением к занятиям физической культурой и спортом, помогает девочкам более успешно преодолевать сложности переходного возраста как с точки зрения возрастной физиологии, так и сточки зрения усложнения условий обучения.
Повышенные показатели психического здоровья для выбранной группы свидетельствуют о том, что переход на новые условия обучения при высоком уровне физического здоровья помогает снизить тревожность, увеличить эмоциональную стабильность и повышает способность в преодолении стрессовой ситуации переходного возраста.
Рекомендации администрации школы по здоровьесбережению школьниц 5 класса.
Наряду с другими факторами здоровьесбережения в школе, таких как организация физкультурных пауз, планирование учебной нагрузки и т.п. Необходимо обратить внимание педагогов и родителей на то, что для лучшего преодоления переходного периода необходимо увеличить физическую активность школьниц путем организации дополнительных занятий физической культурой в спортивных секциях. Для выделенной группы детей с низким уровнем физического здоровья необходимо провести углубленное медицинское обследование в соответствии с индивидуальными рекомендациями( пример для конкретной ученицы). кроме того необходимо усилить и усилить контроль за их здоровьем путем проведения дополнительного тестирования в середине и конце учебного года.
Форма индивидуальных рекомендаций после обследования на АПК «Истоки здоровья».
ООО Центр медицинской профилактики «Истоки здоровья»
тел. (4912) 24-74-37, www.breath.ru, E-mail: contact@breath.ru
Заключение по результатам обследования 02.03.2007 и рекомендации.
При чтении «Заключения» следует учитывать, что количественные оценки функциональных резервов организма индивида, основанные на среднепопуляционных нормах, являются приближенными. Низкие оценки говорят либо о недостаточном развитии соответствующих функций (по причине врожденных отклонений или нетренированности), либо о наличии слишком сильных воздействий, вызывающих чрезмерно напряженное функционирование организма. Поэтому главная цель данного обследования – на основании сопоставления имеющихся функциональные резервов и условий существования организма выбрать наиболее целесообразные способы повышения функциональных резервов или уменьшения негативных воздействий на организм. Речь идет не о выявлении конкретных заболеваний и рекомендациях по их лечению, а о предупреждении заболеваний путем повышения резервов организма и устранения патогенных факторов.
К-на Марина, 11 лет
1. Средняя частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое равна 82 уд/мин при индивидуальной норме 73 уд/мин, что соответствует умеренной тахикардии. Психоэмоциональное напряжение резко выраженное (см. п.2), сердечно-сосудистый стресс умеренный (уровень ССС –1,5). Повышенная ЧСС в покое может свидетельствовать о неоптимальном типе регуляции сердечного ритма и недостаточно высоком адаптационном потенциале организма.
2. Психоэмоциональные показатели ниже среднего (резко выраженное психоэмоциональное напряжение):
- уровень ситуативной тревожности средний, оценка – 50 %;
- уровень эмоциональной стабильности – ниже среднего, оценка – 32 %;
- стрессоустойчивость – средняя, снижена в сторону перевозбуждения, оценка - 42 %.
3. Оценка функциональных резервов центральной нервной системы высокая – 88 %.
4. Показатели физических возможностей низкие в связи с затянутым временем восстановления после нагрузки (недостаточность резервов кардиореспираторной системы), при низком значении силового индекса и высокой жизненной емкости легких.
5. Интегральная оценка резервов здоровья – ниже среднего (30,4 %).
6. При опросе по режиму труда и отдыха выявлено недостаточное пребывание на свежем воздухе, возможно, недостаток отдыха в связи с перегрузкой внешкольными занятиями. Скорее всего, питание недостаточно разнообразное, с дефицитом витаминов и микроэлементов.
Рекомендации.
1. Рекомендуется:
- пройти обследование повторно после полноценного отдыха (после каникул или выходных, утром до школьных занятий);
- ежедневные прогулки на свежем воздухе 1-2 часа;
- неспецифическая общеукрепляющая профилактика (активационная терапия, холодо-гипоксические воздействия) с целью гармонизации психоэмоционального состояния;
- увеличение разнообразия питания за счет молочных продуктов, зелени и пряностей, содержащих все необходимые микроэлементы, а также за счет поливитаминов.
2. При наличии хронических заболеваний или жалоб на здоровье согласовать выполнение данных рекомендаций со своим лечащим врачом.
3. Через 4-6 месяцев выполнения рекомендаций пройти повторное тестирование для контроля динамики и коррекции рекомендаций.
Работа выполнена студентом 3 курса Факультет физического воспитания и спорта
Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина
Баландиным М.Ю.
Руководитель работы Зав. кафедрой медико-биологических и психологических
основ физического воспитания., доц, к.м.н., Ериков В.М.
Ссылки по теме:
|