|
Оценка, прогноз и коррекция функционального состояния участников образовательной и трудовой деятельности
|
|
Участники образовательной и трудовой деятельности – это в большинстве практически здоровые люди (не имеющие выявленных заболеваний или 1-2 заболевания в стадии стойкой ремиссии). Таким людям свойственно определенное (здоровое) функциональное состояние (ФС), являющееся реакцией функциональных систем и в целом организма на внешние и внутренние воздействия, направленной на обеспечение его жизнедеятельности. Особенностью ФС здорового человека как объекта диагностики является иерархичность его структуры (духовно-личностная компонента, интеллектуально-психологическая компонента, сенсорно-моторная компонента, физиологическая компонента). Диагностировать и особенно корректировать компоненту верхнего уровня непросто, однако без ее учета невозможен достоверный прогноз и формирование эффективных корректирующих воздействий. Поэтому на практике эту компоненту часто представляют либо развивающейся, являющейся целью корректирующих воздействий (для учащихся), либо соответствующей духовно зрелой личности, способной к усилиям по сохранению здоровья (для трудящихся). На нижележащих структурных уровнях обычно оценивают ФС по уровню функциональных резервов (ФР). Если текущее ФС не имеет признаков напряжения регуляторных механизмов, можно говорить о достаточности ФР для адаптации к текущим факторам окружения (ФО). Прогнозирование достаточности ФР для более напряженной деятельности или более жестких ФО выполняется с помощью нагрузочного тестирования.
Основной целью нашей работы является разработка средств оценки ФР, минимально-достаточных для решения практических задач управления индивидуальным здоровьем (прогноза и коррекции), неинвазивных, простых, и не требующих сложного оборудования. Желательно иметь прямые показатели, характеризующие возможности выполнения типичной трудовой или образовательной деятельности и охватывающие основные системы жизнеобеспечения (ЦНС, кардиореспираторную систему, психоэмоциональную сферу). Для повышения точности оценки ФР и особенно прогноза на основе этой оценки, а также для выбора средств коррекции необходимо учитывать индивидуальные факторы окружения, поэтому разработка средств оценки ФО также является целью нашей работы.
Результаты разработки реализованы в виде аппаратно-программного комплекса (АПК) «Истоки здоровья». Особенностями данного АПК являются наличие режимов скрининга и мониторинга, причем при скрининге состав и опции тестов минимально-достаточны, а при мониторинге – расширены (разные интерпретации результатов вариационной пульсометрии, определение ФМА с помощью сенсорно-моторного теста, углубленное психологическое тестирование). Для школьников выполняются стандартные оценки физического развития, заболеваемости и физической подготовленности, исследование факторов образовательной, внешкольной и семейной среды, а для трудящихся – исследование факторов профессиональной среды, заболеваемости, оценка сложившегося образа жизни и стереотипа питания.
Прогноз вероятности сохранения здоровья и профессиональной успешности строится на оценке специалистом факторов риска, для чего ему в удобном виде предъявляются данные обследования и характеристики ФО. На основании известных связей ФО с вероятностью снижения ФР и возникновением заболеваний или снижением уровня функционирования специалист выбирает наиболее индивидуально значимые факторы риска. Параллельно проводится оценка влияния саногенетических факторов, которые помогают организму сохранить ФР и противостоять влиянию патогенетических факторов.
В качестве средств коррекции ФС для учащихся формируются индивидуализированные рекомендации по сохранению здоровья (рационализация обучения, режима, устранение вредных привычек, в том числе и в питании) и его развитию (движение, духовное развитие, привитие полезных привычек) на основе сопоставления их медицинской, академической и средовой ситуации. Для трудящихся формируются индивидуальные рекомендации по восстановлению ФР, изменению стиля жизни, смене рабочего места. Средства коррекции включают оптимизацию факторов окружения (режим труда и отдыха, движение, питание), немедикаментозную профилактику (фитотерапия, физиотерапия, рефлексотерапия, аутотренинг).
Рассмотренные средства с успехом используются в учебных заведениях, врачебно-физкультурных диспансерах, медицинских службах предприятий и в санаториях.
Таким образом, научно обоснованные в адаптационной теории здоровья и практически апробированные средства управления индивидуальным здоровьем участников образовательной и трудовой деятельности на основе оценки ФС имеются, но их применение сдерживается отсутствием государственной системы, регламентирующей их использование, обеспечивающей возможности их использования и мотивирующей граждан к сохранению здоровья.
|
|
|