|
Система экспертизы нагрузок обучающихся
|
|
Нами разработана система экспертизы нагрузок, оценки их соответствия возрастным возможностям растущего организма. Она предусматривает обеспечение комплексной диагностики и мониторинг успешности обучения и здоровья. Диагностика в образовательном учреждении представляет собой исследование и оценку адаптационных возможностей организма школьника. Теоретической основой разработки системы экспертизы нагрузок к условиям реализации образовательных программ является соблюдение следующих принципов организации школьного обучения:
•соответствие учебных нагрузок и педагогических технологий возрастно-половым и индивидуальным особенностям учащихся на всех этапах обучения;
•соблюдение научно обоснованных гигиенических нормативов (регламентов) параметров, формирующих внутришкольную среду (образовательное пространство) образовательного учреждения;
•обеспечение дифференцированного личностно-ориентированного подхода, учитывающего уровень адаптивных и функциональных возможностей учащихся;
•обеспечение комфортного психоэмоционального состояния учащихся в процессе обучения и оценки результатов освоения основных образовательных программ;
•повышение функциональных возможностей растущего организма средствами физической культуры.
Наши исследования показывают, что регламентация образовательных нагрузок, реализуемых на фоне инновационных технологий, должна выполняться с учетом системы экспертизы. Только на основании полученных результатов возможна коррекция нормативных объемных показателей образовательной нагрузки учащихся в сторону их снижения или повышения.
Методический и приборный арсенал проводимой экспертизы не может быть строго универсальным и должен формироваться в зависимости от характера учебной нагрузки.
Предпочтение, естественно, следует отдавать наиболее экономичным автоматизированным экспресс-методам, позволяющим выявлять характер реагирования каждого учащегося на предлагаемую ему образовательную нагрузку. Частота и кратность проведения исследований определяется конкретными условиями.
Создание системы экспертизы предусматривает обеспечение комплексной диагностики и мониторинг успешности обучения и здоровья. Диагностика в образовательном учреждении представляет собой исследование и оценку адаптационных возможностей организма школьника.
Полученные результаты в ходе проведенной экспертизы могут являться исходными данными для определения функционального состояния детского организма, для оптимизации учебно-тренировочного процесса и своевременного проведения восстановительных мероприятий, направленных на предотвращение утомления и ускорения процессов восстановления после физических нагрузок .
Результаты мониторинговых исследований позволили выявить причины имеющегося состояния здоровья, наметили пути по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
На базе лаборатории «Физиология развития ребенка» проводился:
1.мониторинг функциональных резервов здоровья школьников и основных факторов образа жизни, влияющих на здоровье обучающихся;
2.мониторинг физической подготовленности учащихся;
3.комплексный мониторинг, позволяющий выявить различные отклонения функционирования ряда систем организма.
Приложение 1
Учебная программа оздоровительной и профилактической работы в школе Освобождение системы образования от жестких рамок привычных стереотипов и норм, появление новых степеней свободы у образовательных учреждений дали поразительный толчок творчеству. Но вместе с ним возросла учебная нагрузка обучающихся. Чтобы решить это противоречие, нужна программная скоординированная работа всех участников учебно-воспитательного процесса, опирающаяся на научно-обоснованные решения и рекомендации. Отчетливо осознавая невозможность решения проблемы в одиночку, школа всемерно стремится к тесным связям с семьей, общественностью, организационными структурами, старается всесторонне обеспечивать преемственную связь между программами начальной и средней школы. Учебные программы школ должны предоставлять обучающимся все возможности получения знаний, постижения жизни, приобретения жизненных умений и навыков, соответствовать потребностям школьников и стимулировать их к дальнейшему приобретению знаний.
Ожидаемые результаты:
•внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха;
•повышение уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся;
•уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья;
•повышение уровня лечебной и профилактической работы;
•осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Цель программы:
•разработка целостной социально-педагогической системы, здоровьесберегающих технологий и применение их в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участников образовательного процесса;
•формирование мотивации и ответственности за сохранение собственного здоровья.
Задачи программы:
•внедрение современных методов мониторинга здоровья, внедрение новых методов и технологий по реабилитации детей с различными видами нарушений в физическом развитии;
•разработка мероприятий, которые уменьшат риск возникновения заболеваний;
•пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ), оказание помощи родителям по сохранению здоровья детей;
•просвещение педагогического коллектива по здоровьесберегающим технологиям;
•развитие комплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Основные направления деятельности по сохранению и укреплению здоровья и
формированию здорового образа жизни:
• учебно-воспитательная работа:
-введение в учебный план новых предметов, факультативных и групповых занятий;
-система классных часов, направленных на оздоровление;
-использование и пропаганда здоровьесберегающих технологий;
-формирование валеологического мышления всех участников педагогического процесса (ученик - учитель - родители);
•диагностическая работа:
-создание банка системной организации о состоянии психического, физического, нравственного здоровья детей в школе;
-системный анализ здоровья детей с целью последующей адекватной медико-психолого-педагогической коррекции (с участием медицинского персонала);
•профилактическая работа:
-оптимальный режим обучения и воспитания;
-использование медицинских средств профилактики, витаминотерапия, кислородный коктейль, фитотерапия, зарядка для глаз, двигательная гимнастика, дозированная физическая нагрузка;
•коррекционная работа:
-работа специалистов и ОФК, медсестры, психолога, соцпедагогов, логопедов;
-консультации для педагогов, родителей, школьников.
В ходе осуществления программы предполагается достичь следующих результатов:
•создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
•уменьшить количество школьников, имеющих хронические заболевания дидактогенного характера (сколиозы, снижение зрения);
•не допустить снижения количества здоровых детей;
•уменьшить количество детей, имеющих болезни органов пищеварения;
•обеспечить повышение умственной и физической работоспособности учащихся;
• выработать у учащихся формы поведения, помогающие избежать опасности для жизни и здоровья.
Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины имеющегося состояния здоровья и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья учащихся:
•мониторинг функциональных резервов здоровья школьников и оценка состояния здоровья;
•мониторинг физической подготовленности учащихся;
•комплексный мониторинг, позволяющий выявить различные отклонения в организме или нарушения психического здоровья школьника.
Мониторинг определит эффективность разных форм обучения, что поможет скорректировать образовательный процесс в соответствии с адаптивными возможностями обучающихся.
|