|
Медицинский скрининг учащихся с повышенным риском социальной дезадаптации и необходимостью социальной реабилитации
|
|
В связи с напряженной экономической ситуацией в России возрастает количество подростков-школьников, нуждающихся в социальной и медицинской реабилитации. Это не только "трудные" дети, наркоманы и правонарушители, но и дети с недостатками физического, психического или духовного развития (здоровья), которые еще не демонстрируют явного отклоняющегося поведения, но имеют к этому серьезные предпосылки. Одной из важнейших задач при этом является получение своевременной и объективной информации о наличии и степени выраженности предпосылок социальной дезадаптации. Это позволит обоснованно и своевременно принять решение о необходимости индивидуальных профилактических мер или социальной реабилитации, а также оценить результаты предпринятых профилактических и реабилитационных усилий.
Для получения объективной информации предлагается помимо используемых в ряде образовательных учреждений показателей физического здоровья и развития определять некоторый дополнительный минимально-достаточный набор показателей физического, психического и духовного здоровья, а также вычислять интегральную оценку. Применение набора показателей позволяет достаточно полно охарактеризовать состояние учащегося, а интегральная оценка позволяет надежно выявить "группу риска".
Проведенные исследования позволили обосновать целесообразность использования следующего набора тестов и показателей.
Блок физического здоровья:
- тест вариационной пульсометрии (ЧСС, индекс напряжения);
- тест простой зрительно-моторной реакции (среднее время реакции, дисперсия);
- тест физических возможностей (индекс Апанасенко);
- тест зрения (острота, бинокулярность, контрастная чувствительность, цветоощущение, поле зрения).
Блок психологического здоровья:
- тест цветового выбора Люшера (тревожность, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость);
- тест Айзенка (экстраверсия, нейротизм);
- тест Спилбергера (личностная и ситуативная тревожность).
Блок духовного здоровья:
- тест духовного развития (уровень духовного развития);
- тест Моткова по образу жизни (уровень гармоничности образа жизни).
Выбор именно данного набора показателей обоснован их высокой информативностью (специфичностью), а также коррелированностью - наличие хотя бы двух показателей, характеризующих одно и то же свойство организма повышает надежность оценок.
Интегральная оценка вычисляется как взвешенная сумма нормированных показателей отдельных тестов, причем весовые коэффициенты зависят от величин показателей, что делает интегральную оценку нелинейной и позволяет выявлять "слабое звено". Основой построения оценок показателей и интегральной оценки является интерпретация их величин как некоторых резервов адаптации организма, поэтому попадание показателя в зону нормы интерпретируется как достаточный уровень резервов, а выход за границы зоны нормы - как сниженный уровень резервов. Зона нормы определяется как среднее значение показателя при массовом обследовании здоровых школьников без явных признаков дезадаптации плюс-минус среднеквадратичное значение разброса.
Использование инструментальных и методических средств мониторинга здоровья учащихся создает также учебно-исследовательскую базу для эффективного решения задачи воспитания личностных установок на здоровый образ жизни и понимание здоровья как главной жизненной ценности. А наличие таких установок в совокупности с элементами духовного здоровья является необходимой и прочной основой для социальной адаптации и реабилитации.
|