|
Как выйти из кризиса cо здоровыми детьми и молодежью?
|
|
Главный врач Рязанского областного врачебно-физкультурного диспансера Сергей Сысоев, выступая на страницах «Олимпа» 1 октября 2004 года, ответил на этот вопрос так: «Если взяться сообща». Я с ним полностью согласен.
Что же произошло и происходит с нашими детьми и подростками, с нашей молодежью? Почему среди них высокий процент лиц с отклонениями в состоянии здоровья? Почему в семьях с высоким материальным достатком дети болеют так же часто, как и в неблагополучных семьях? Почему у основной массы школьников здоровье ухудшается от 1-го класса к выпускному?
1 октября 2004 года Министр обороны РФ Сергей Иванов, выступая по Центральному телевидению, сообщил, что здоровье юношей призывного возраста достигло критической отметки – только 9% из них могут служить в армии, а 91% имеет серьезные заболевания и не подлежит призыву. Еще 2-3 года назад призывами на службу в армию 15% юношей, а в этом году уже 9%. Такое резкое ухудшение здоровья молодежи национальной катастрофой, в России скоро не будет здоровых молодых людей, которые должны не только ее защищать, но и трудиться на производстве. Здоровую рабочую силу придется приглашать из-за рубежа, что уже имеет место в отдельных сферах деятельности (строительство и др.).
Низкий уровень здоровья и физического состояния в целом отмечается не только у молодых людей мужского пола, но и у девушек, молодых женщин, о чем можно судить по научным публикациям врачей-акушеров и педиатров, по медицинским статистическим отчетам родильных домов и детских поликлиник: на протяжении последних 10-15 лет ежегодно возрастает число патологических родов, рождение ослабленных детей и с различной врожденной патологией.
Высокий процент среди детей и учащейся молодежи лиц с отклонениями в состоянии здоровья, низкий уровень показателей их физической подготовленности и физической работоспособности из года в год регистрируют преподаватели физического воспитания образовательных учреждений (школ, СУЗов, ВУЗов), причем, отмечается ежегодная тенденция к ухудшению данных показателей. Причину этого разные авторы связывают со многими факторами: неблагоприятной экологической обстановкой, нерациональным питанием, низкой двигательной активностью, врожденной предрасположенностью к различным заболеваниям и другими. Как показывают исследования, проведенные в России, здоровье людей на 20% зависит от наследственности, на 20% - от влияния неблагоприятных факторов окружающей среды, на 10% - от уровня медицинской помощи и на 50% - от образа жизни.
Проводя анализ физического состояния студентов, поступавших на 1-ый курс медицинского университета за последние 30 лет, можно отметить заметную разницу в показателях этого состояния. Если показатели физического развития (длина и масса тела, пропорции тела) меняются незначительно, то показатели физической подготовленности (выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость) с каждым годом резко ухудшаются и значительно ниже требований вузовской учебной программы.
Заметно изменилась картина заболеваний, имеющихся у студентов. 30 лет назад встречалось много студентов болеющих ревматизмом с поражением как сердечной мышцы, так и клапанов сердца. В настоящее время студенты с таким заболеванием практически не встречаются. В последние годы резко возрастает число студентов с так называемым синдромом соединительно-тканной недостаточности, который сопровождается следующими изменениями: слабеет фиброзная оболочка глазного яблока, что приводит к близорукости; слабеют связки и мышцы подошвы стопы, что приводит к плоскостопию; слабеют связки между позвонками и мышцы спины, что приводит к искривлению позвоночного столба и появлению сколиоза; в левом или правом желудочках сердца имеются дополнительные сосочковые мышцы с дополнительными хордами (сухожильными нитями), которые нарушают функцию предсердно-желудочковых клапанов. Все чаще в вуз поступают студенты, у которых имеется выраженный остеохондроз позвоночного столба, т.е. болезнь, которая 30 лет назад вообще у молодых людей не встречалась и являлась болезнью лиц пожилого возраста.
Анализируя состояние здоровья сегодняшних учащихся школ и вузов, можно с уверенностью заключить, что ведущим фактором, отрицательно влияющим на детей, подростков и молодежь, является недостаток физической активности. С самого рождения нынешние дети не получают биологически необходимого растущему организму объема движений. Во дворах жилых микрорайонов не стало спортивных площадок и детям негде играть в спортивные игры, спортивный инвентарь (клюшки, мячи, лыжи, велосипеды и др.) имеет такие цены, которые не доступны большинству молодых семей. Не стало в городе необходимых для развития детей катков; в школах, при домоуправлениях, на спортивных базах заводов уже почти 15 лет перестали работать спортивные секции, дети с самого раннего детства увлечены просмотром телевизионных передач, а в последние годы во многих семьях появились компьютеры с интересными играми, что в целом резко сократило двигательную активность детей и подростков.
Среди подростков отсутствует стремление к хорошему развитию своего тела, повышению показателей силы и выносливости, достижению высоких спортивных показателей. В молодых семьях, где муж и жена не отличаются крепким здоровьем и не задумываются в здоровье будущих детей, как правило, рождаются ослабленные дети. Молодые родители не понимают, что детей надо не только полноценно кормить и одевать по погоде, но и уделять внимание их физическому развитию и закаливанию, покупать необходимый спортивный инвентарь, играть с ними в подвижные игры. К сожалению, в России отсутствуют семейные традиции по физическому воспитанию детей, молодые отцы не хотят утруждать себя занятиями с детьми играми, совершать с ними лыжные походы…
Как правило, родители кивают на школу в надежде, что их дети получают необходимую физическую нагрузку на уроках физкультуры. Но уроки физкультуры, как бы хорошо они не были организованы, не обеспечивают физиологическую потребность школьника в движении. Многолетними научными исследованиями, проведенными в России, установлен необходимый недельный объем движений для различных возрастных групп, позволяющий сохранять здоровье и поддерживать работоспособность на высоком уровне. Так, детям 6-8 лет необходимо в неделю заниматься физическими упражнениями, бегать, играть в спортивные игры не менее 13-14 часов, детям 9-12 лет – 12-13 часов, подросткам 13-15 лет – 10-11 часов; молодым людям 16-20 лет – 8-9 часов; лицам 21-30 лет – 7-8 часов; лицам 31-60 лет – 5-6 часов; пенсионерам – 8-10 часов.
Помимо объема недельной нагрузки в часах очень важен режим, в котором выполняется физическая нагрузка, т.е. интенсивность нагрузки. Ученые установили, что минимальная интенсивность нагрузки, при которой происходит повышение физических и функциональных возможностей организма, должна соответствовать работе, производимой при частоте пульса, равной 65-75% от максимальной для каждого возраста частоты.
Максимальную частоту сердечных сокращений при выполнении физической нагрузки принято вычислять по формуле: 220 минус возраст.
Исходя из физиологической потребности в движении детей школьного возраста, следует только один вывод: наши дети смогут нормально развиваться и укреплять свое здоровье только при условии, если кроме уроков физкультуры они будут заниматься в различных спортивных секциях и группах «Здоровье» в школах в вечернее время, при домоуправлениях, в спортивных комплексах и т.д. Другого пути выхода из кризиса со здоровьем детей и молодежи нет.
Чтобы организовать занятия детей физическими упражнениями во внеучебное время, необходимо достаточное финансирование внеклассной работы, которое с 1991 года полностью прекратили. На наш взгляд – это одна из важнейших задач Правительства России и Правительств регионов.
Сейчас в России остро стоит вопрос о нехватке молодых рабочих на производстве, о необходимости целенаправленной подготовки их в учебных заведениях системы профтехобразования. Руководителям производств следует также думать и о здоровье будущих молодых рабочих, финансировать спортивные занятия школьников в микрорайонах расположения заводов, проводя тем самым и профориентацию молодых людей. Спортивный опыт показывает, что наличие хороших заводских спортивных команд по футболу, хоккею, баскетболу и другим видам спорта всегда привлекало молодых людей к работе на данном предприятии.
Размышляя о школьной физкультуре, можно сказать, что если в школе «царит физкультурный дух», если администрация и учителя-предметники по-настоящему понимают важность этого предмета и не заменяют его другими, то дети получают хоть какую-то минимальную нагрузку. Общаясь со студентами, поступающими в вуз из самых разных школ Рязани и разных городов России, приходится констатировать, что система физического воспитания в школах далека от совершенства. Нет должного контроля за проведением уроков физкультуры со стороны администрации школ и школьного врача, не хватает спортивного инвентаря, школьники с отклонениями в состоянии здоровья (спецгруппа) в большинстве случаев вообще не занимаются, хотя им то физические нагрузки более необходимы (но доступные, с учетом патологии и физического состояния).
Поиск путей оздоровления школьников приводит нас к твердому убеждению, что в школах необходимо: во-первых, ввести должность завуча, отвечающего за здоровье обучающихся; во-вторых, проводить обучение школьников не только основам безопасности жизнедеятельности, но и основам здоровья; в-третьих – организовать серьезную работу с родителями по обеспечению ими необходимой двигательной активности своих детей.
Сейчас для молодежи все более привлекательным становится бизнес, но многие не представляют нюансов этой работы. Здесь очень многое не ясно. Что, например, таит в себе профессия менеджера коммерческой структуры? Какова реальная цена больших денег и материальных благ? Что главное на современном этапе в получении престижной профессии и карьерном росте?
Исследования последних лет в нашей стране, да и зарубежный опыт, показывают, что после профессионализма, в который вкладывается комплекс необходимых знаний, умений и навыков (имидж вуза, профессиональные познания, владение компьютерной грамотой, знание иностранных языков и др.), здоровье стоит уже на втором месте и является определяющим при отборе и карьерном росте в российском бизнесе.
Как правило, успеха добиваются наиболее здоровые и сильные люди, наделенные интеллектом в сочетании с мотивацией на карьерный рост, материальное благополучие и высокий профессиональный уровень.
Как показали исследования девятнадцати наиболее устойчивых компаний России, все менеджеры обуславливают успех в бизнесе здоровым образом жизни.
|
|
|