|
Функциональные резервы здоровья как показатель уровня двигательной активности школьников.
|
|
В связи с сохраняющейся тенденцией снижения уровня здоровья школьников в России важными задачами являются скрининговые обследования и мониторинг функциональных резервов здоровья школьников, так как плановые медицинские осмотры нацелены в основном на выявление уже сформировавшихся патологических отклонений и не включают детального анализа возможных причин этих отклонений, очень часто коренящихся в особенностях школьной и внешкольной среды обитания школьника. Особенно важно для развивающегося организма школьника грамотное использование средств физического воспитания, влияние которых прежде всего отражается на функциональном состоянии организма. В рамках подобных скрининговых обследований помимо инструментального тестирования большую роль играет изучение стиля жизни обследуемого с помощью специальных опросников (анкет). Применение бумажных анкет в комплексе с последующим вводом информации в компьютерную базу данных позволяет, с одной стороны, ускорить обследование за счет совмещения во времени анкетирования одного школьника с компьютерным тестированием другого школьника, а с другой стороны, иметь все необходимые сведения о факторах окружения в базе данных компьютера.
На основании анализа общей концепции управления индивидуальным здоровьем (Апанасенко Г.Л., 2000) и методов валеологического обследования школьников (Гончаренко М.А., 1998), а также с учетом опыта обследований школьников с помощью АПК «Истоки здоровья» предлагается включить в процедуру обследования анкету следующего содержания:
- начало и продолжительность ночного сна;
- наличие дневного сна;
- часы занятий в школе;
- часы выполнения домашних заданий;
- продолжительность ежедневных активных прогулок на свежем воздухе;
- занятия внешкольной физкультурой и спортом (вид, объем, кратность);
- характер увлечений (вид, объем, кратность);
- режим и полноценность питания (энергетическая ценность, баланс белки/жиры/углеводы, витамины и микроэлементы, жидкость).
Использование анкет, особенно для младших школьников, вызывает определенные трудности в получении достоверной информации, поэтому при необходимости эту информацию надо стараться уточнить в процессе диалога, а также в последующих контактах с учителями и родителями.
В МОУ средняя школа № 19 г.Рязани обследовано 307 чел 1-й и 2-ой ступени. С помощью анкеты был зафиксирован уровень двигательной активности, отображающий вклад занятий внешкольной физкультурой и спортом, активные прогулки на свежем воздухе и уроки физкультуры. При этом использовались 6 градаций уровня двигательной активности:
- излишне высокий – циклические, скоростно-силовые виды спорта 5-7 раз в неделю;
- очень высокий – спорт 3-4 раза в неделю, 1-ый разряд и выше, + прогулки;
- высокий - физкультура по 1,5–2 часа 3-4 раза в неделю + прогулки;
- средний – занятия физкультурой, танцами 1-2 раза в неделю и ежедневные активные прогулки продолжительностью более 2-х часов;
- ниже среднего – без внешкольной физкультуры, прогулки от 1 до 2-х часов;
- низкий – только редкие прогулки или прогулки менее 1 часа.
Это позволило проанализировать взаимосвязи уровня двигательной активности с функциональными резервами здоровья, включающими соматическую и психоэмоциональную компоненты (рис.1.). По занятиям школьной физкультурой из 307 обследованных 239 чел. относятся к основной группе, 59 чел. – к подготовительной, 9 чел. - к специализированной.
Предварительные выводы:
1. Уровни «низкий»–«средний» соответствуют наличию уроков физкультуры и активным прогулкам до 2-х часов в день, варианты такой активности не оказывают заметного влияния на функциональные резервы.
2. Только внешкольная физкультура и спорт (уровни «высокий» и «очень высокий») дают заметный оздоравливающий эффект.
3. Подтверждается, что избыточная двигательная активность не способствует поддержанию высоких соматических функциональных резервов вследствие их недовосстановления, а психоэмоциональное состояние при этом повышается, видимо, из-за недооценки важности остальных задач учебы и развития.
Целью скрининговых обследований функциональных резервов здоровья школьников и факторов окружения является выявления группы школьников с достаточно высоким уровнем функциональных резервов, группы школьников умеренного риска, которая нуждается в профилактике и коррекции условий жизни, и группы высокого риска, которая нуждается в углубленных медицинских обследованиях и восстановительном лечении. Целью мониторинга является изучение влияния профилактики, коррекции факторов окружения и восстановительного лечения на уровень функциональных резервов здоровья школьников, а также оперативный контроль текущего состояния с целью индивидуальной коррекции учебных нагрузок.
|