|
Оздоровительная культура и образование
|
|
Почему все попытки поиска путей выхода из создавшегося кризиса со здоровьем населения не дают положительного результата? Почему даже предложения Президента России (2002 г.) по решению названной проблемы оказались забытыми? Назовем лишь отдельные причины создавшегося кризиса здоровья населения и пути решения этих проблем.
1. Принятая в России философия здоровья основана на том, что забота о здоровье людей целиком возложена на здравоохранение, которое не охраняет человека от возникновения заболевания, а занимается только лечением уже возникшего заболевания, не затрагивая первопричины этих заболеваний, т.е. предшествующих этому нарушений.
2. Занятия физической культурой способны воздействовать только на развитие физического тела и незначительно – на сохранение здоровья. По этой причине введение 3-го урока физической культуры и экзамена по физической культуре в рязанских школах не отразилось на улучшении здоровья школьников.
3. В России отсутствует система укрепления духовного здоровья человека и нет административной структуры, несущей ответственность за духовное и физическое здоровье населения в целом.
4. Определенное законодательством разделение охраны здоровья на оздоровление и лечение на деле не соблюдается. Оздоровлением всего российского населения никто не занимается.
5. Работники системы образования уже много лет занимаются разработкой и внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, однако уровень здоровья школьников продолжает снижаться.
В связи с этим представляет практический интерес соединение проводимых в Рязани работ по комплексному оздоровлению населения и нового здоровьеформирующего подхода к проблемам здоровья, предложенного в «Концепции формирования культуры здоровья у обучающихся» Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации, но с некоторыми уточнениями:
1.Ввести в образовательный процесс рязанских школ новый учебный предмет - «Оздоровительная культура».
2. Учебный предмет «Оздоровительная культура» может преподавать не только учитель физической культуры, но и учитель биологии или (еще лучше!) классный руководитель, т.к. преподавание этого предмета в большой степени зависит от участия родителей в обучении ребенка в атмосфере общей оздоровительной культуры в школе и в семье.
3. Здоровьеформирующий подход выходит за привычные рамки принятого в школе здоровьесберегающего подхода, способного только лишь сберегать низкий уровень здоровья. Именно на повышение уровня здоровья нацелена разработанная в Рязани методика самооздоровления В.М. Гомозова «Оздоровление позвоночника и суставов».
4. Рязанский подход предусматривает оздоровление обучающихся, включая учителей, учащихся и членов их семей.
5. Сложившееся мнение о том, что здоровье человека целиком зависит от работы здравоохранения, на практике не подтверждается, т.к. здоровые к врачу не обращаются. Здравоохранение занимается только лечением уже заболевших людей, поэтому необходимо на государственном уровне признать разделение лечебной деятельности, осуществляемой здравоохранением, и оздоровительной деятельности, проводимой среди учителей, учащихся и родителей в системе образования под научным руководством педагогических университетов.
Реализация «Концепции формирования культуры здоровья у обучающихся», предложенной ФГУ «Федеральный институт развития образования», может стать реальным выходом из создавшегося кризиса здоровья населения.
Оздоровительно-образовательная деятельность в школах должна стать составной частью образовательного процесса и важнейшей государственной задачей повышения уровня здоровья населения. Эта деятельность в свою очередь должна разделяться на два вида: здоровьесберегающая (с использованием здоровьесберегающих технологий); здоровьеповышающая (с использованием новых методик физического воспитания и духовного развития, т.е. обучение оздоровительной культуре, необходимой человеку в условиях XXI века). Второй вид здоровьеповышающей деятельности был представлен на Первой Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федерации» (г. Москва, 2007) школой № 19 г. Рязани. При этом рязанские ученые и практики предложили одновременно свою интегральную оценку результатов этой здоровьеповышающей деятельности за каждый учебный год.
Из всего сказанного следует практический вывод: 1) необходимо закладывать основы здоровья и обучать заботе о здоровье через систему образования. Такой опыт уже существует в средней общеобразовательной школе г.Рязани № 19 (Директор Веткова Н.А.), в сельской школе п. Подвязье Рязанского района (Директор школы Юдина Е.В.) и в детском саду п. Подвязье (зав. Ерина И.В.) 2) продолжить НИР начатую РГУ им. С.А. Есенина по использованию здоровьеповышающих методик в системе образования совместно со специалистами ФИРО.
Зав. каф. медико-биологических и психологических основ физического воспитания РГУ им. С.А.Есенина В.М.Ериков
Инстуктор-методист, автор методики «Оздоровление позвоночника и суставов» В.М.Гомозов
|